Домой КРИМИНАЛ Покупатель не должен платить за нечаянно испорченный товар

Покупатель не должен платить за нечаянно испорченный товар

Людмила ЗАГЛАДА «РАКУРС»

Рассмотрим алгоритм действий в случае, если вы случайно испортили хрупкий товар и вас заставляют заплатить за него

Вы наверняка знаете, что творится в украинских супермаркетах в предпраздничные дни, когда толпы «зубожілих» клиентов обильно скупаются к большим посиделкам и многолюдные очереди тянутся к кассам? Новый год миновал, но впереди маячат другие праздники, и снова покупателей будут притягивать полки с изысканными винами и коньяками, соленьями и маринадами. И все в шубах, объемистых пуховиках… Одно неловкое движение — и красивая бутылка, задетая, например, рукавом, со звоном падает на пол.

С одной моей хорошей приятельницей такая неприятность приключилась под Рождество: разгрохала вдребезги бутылку рома за 250 гривен. Тут же подошли мерчандайзер и охранник, подтолкнули ее к кассе, и она… безропотно расплатилась не только за овощи и мясо, но и за погибшую бутылку. «Я расстроилась и растерялась, — рассказывала она, — и мне не хотелось поднимать скандал. В конце концов, я виновата в том, что оказалась такой неловкой».

Но действительно ли она виновата? В каких случаях покупатель должен платить за товар, испорченный в торговом зале? Да и должен ли платить вообще?

Есть два базовых документа, в которых подробно прописано, что, кому и когда мы должны. Это Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О защите прав потребителей». Но для начала нужно как дважды два запомнить основное: если вы попали в подобную ситуацию, то вы не обязаны ни за что платить на месте! Это аксиома.

А теперь рассмотрим все подробнее. Итак, Гражданский кодекс (ст. 323) говорит, что право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент покупки. Пока вы гуляете по торговому залу, все, что там находится, в том числе и все, что лежит в вашей корзинке, принадлежит супермаркету.

Тот же Гражданский кодекс стоит и на стороне администрации: согласно ему, порча, нанесенная имуществу другого лица, должна быть компенсирована. Но для того чтобы доказать, что вы действительно виноваты, администрация должна обратиться в суд и представить целый ряд доказательств — например, записи с камер видеонаблюдения, показания свидетелей. Эти доказательства должны указывать на то, что вы специально испортили товар.

Но мы сейчас разбираем ситуацию, в которой дано, что вы — не пьяный хулиган или сумасшедший, который решил нарочно начудить в супермаркете, а приличный человек, который случайно вляпался в неприятную историю. Например, вас толкнули, вы поскользнулись на гладком полу и при этом задели хрупкий товар. И уверены в том, что это все-таки вина магазина. Предположим, проход между рядами был слишком узким или перегорожен какими-нибудь ящиками, бутылки или банки стояли тесно до самого края полок и не были защищены бортиками. Нужно ли вам доказывать это?

«В случае обострения конфликта дело действительно может дойти до суда, — поясняет адвокат Тарас Уманец. — Если вы видите, что обстановка накаляется, то в ваших интересах собрать доказательства в свою пользу. Сфотографируйте то, как товар размещен на полках, неудобные проходы. Обязательно потребуйте у администрации письменный акт о том, что товар был поврежден до момента покупки. Можно записать данные свидетелей, которые видели, что вы разбили что-нибудь не нарочно, однако опыт показывает, что такие свидетели практически никогда не приходят на судебное разбирательство».

Но предположим, ситуация продолжает накаляться, персонал супермаркета и администрация отказываются составлять акты и продолжают грубо давить на вас. В таком случае эту сцену хорошо зафиксировать на видео. А заодно и напомнить некоторые положения Закона Украины «О защите прав потребителей», а именно ст. 17 и 19, в которых говорится о «принуждении к покупке» и «агрессивной предпринимательской практике». Согласно им, продавец не имеет права принуждать вас покупать некачественные или не нужные вам товары. Если же он это делает, то речь идет уже об «агрессивной предпринимательской практике». К таковой относятся требования оплатить товар, если вы не давали на то согласия, попытки задержать вас в помещении.

Если уж и эти аргументы не действуют, вам остается одно — вызвать полицию.

Вообще «Закон о защите прав потребителей» — отличный документ, который очень эффективно стоит на страже наших с вами прав. Мы сейчас приводим в пример разбитую стеклянную тару в супермаркете, потому что такие неприятности случаются с нами чаще всего. А вот представьте еще одну скользкую ситуацию. Зашли вы, например, в одежный магазин. Или лучше так: в бутик! Не секрет, что многие сетевые магазины готовой одежды довольно раскрученных марок, гордо называющие себя «бутиками», подчас торгуют продукцией, мягко говоря, сомнительного качества. И вот вы берете вешалку с каким-нибудь свитерком, заходите в примерочную и видите, что у ворота спущена петля и по свитеру уже поползла «стрелка».

Как быть в таком случае? Ответ однозначный: вам подсунули некачественный товар. Но продавец заставляет вас приобрести его.

Здесь алгоритм действий еще проще. Вы не обязаны ничего покупать — раз. Второе — администрация и продавцы не имеют права вас принуждать к покупке, запугивать, давить на вас. Если они все же делают это, вы можете вызвать полицию. Наконец, можно обратиться в органы защиты прав потребителей. И тогда у продавцов некачественных товаров возникнут действительно серьезные проблемы.

Итак, еще раз рассмотрим алгоритм действий в случае, если вы случайно испортили хрупкий товар и вас принуждают оплатить его стоимость:

1. Поясняете сотрудникам супермаркета, что на вашей стороне Гражданский кодекс и закон о правах потребителей, и вас не имеют права принуждать к покупке испорченного товара.

2. Документируете на камеру все, что может служить доказательством в суде: расположение товара на полках, некорректное поведение сотрудников супермаркета.

3. По возможности записываете данные свидетелей инцидента.

4. Обязательно требуете составления письменного акта об обстоятельствах инцидента.

5. В случае отказа составить такой акт вызываете полицию.

Вообще супермаркеты можно назвать довольно опасной в правовом отношении территорией. Как, например, поступить, если запищала пропускная рамка и охранник пытается обыскать вашу сумку? Что делать, если ваш ребенок стащил с полки что-нибудь соблазнительное, а в воровстве обвиняют вас? Все эти вопросы стоит рассмотреть отдельно.

* * *

В советские времена был такой анекдот. Жэк вывесил объявление: «10-го числа в вашем доме отключат свет, газ и воду, а жильцы будут выведены во двор и повешены». Звонок в контору: «Скажите, а веревку и мыло брать свои?»

Права человека на самом деле начинаются с мелких бытовых прав. Из таких мелочей и вырастают комплекс жертвы, безропотная готовность поддаться чужому самоуправству и, в итоге, куда более серьезные проблемы для государства в целом. Сначала вы покорно подчиняетесь охраннику и даете обыскать свою сумку в супермаркете или платите наглому кассиру за товар, в порче которого вы не виноваты. А потом вас начинают безнаказанно ущемлять в куда более серьезных ситуациях.

Так что учитесь защищаться. Предлагаю делать это вместе.
КОНТАКТЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here